Компания Гидрострой >> Статьи >> Что делать, если водоем или участок реки слишком мелкий? Часть 2

Рекомендуется: Гидротехнические работы: дамбы, озера, пруды

                           Золотая рыбка в пруду - исполнит желание или станет проблемой?

                           Изменения в Водном Законодательстве Ленинградской области

 

Что делать, если водоем или участок реки слишком мелкий? Часть 2

 

Проработка судоходных путей в речном русле входит в дноуглубительные работы, проводимые на водных артериях. В соответствии с требованиями судов проводятся капитальные, либо эксплуатационные работы, то есть работы по полному восстановлению речного фарватера, либо частичные работы по поддержанию необходимых речных глубин.

На этапе создания прорези земснарядом прорабатывается канал необходимых габаритов ориентируясь на верх переката, объемов которого будет избыточно и достаточно для судоходства. Но небходимо учитывать, что после дноуглубительных работ понижается уровень воды.

Границу прорези специалисты обычно именуют кромкой, а их направление определяется от низа уровня земснаряда грунтозаборным механизмом в противоположную сторону от течения. В связи с чем правая кромка находится на левом побережье, и левая напротив.
Границы сверху и снизу определяются чаще всего гарантированной глубиной, но чаще всего границы обозначаются прямыми линиями, нормальными относительно кромок.

По той причине, что грунт и донные отложения не всегда имеют однородную структуру — гарантированная глубина может варьироваться, приходится вычищать грунт ниже необходимого уровня. Результат разницы выработки между необходимым и фактическим уровнем грубины называется запасом неровности.

Удаляемый слой грунта до проектного дна называется «полезным». На прорезях при эксплуатационных работах этот слой чаще всего порядка 0,5 метра, а ширина может быть значительно больше, т. к. чаще всего дно в пределах прорези имеет весьма неровную поверхность.

Главными критериями судоходных прорезей являются:
— Габариты должны отвечать требованиям, которые позволят беспрепятственно проходить судоходству;
— Отвечать всем требованиям безопасности для судов;
— Объем заносимости необходимо свести к минимуму, так как проведение дополнительных работ неприемлемо и имеет высокую стоимость;
— Низrий объем выемки при проведении работ с целью экономии средств и времени;
— Возможность усовершенствования переката

Первым и основным критерием является безопасность для прохождения судов по рекам. Возможно, что не все пункты возможно выполнить по каким-либо обстоятельствам.

При соблюдении всех требований — основная часть всех прорезей делается прямыми, за исключением колен с небольшими углами между ними, что обусловлено сложным рельефом дна. При этом подходы с обеих сторон прорези имеют более крутые закругления с той целью, чтобы поперечные течения не разрушали саму прорезь и наименьшим образом влияли на скорость течения на данном участке.

Для того, чтобы снизить скорость при подходе к прорези допускается переуглубление. За счёт этого скорость течения максимально сравнивается на всех прилегающих участках реки. Все эти работы проводятся по произвеоственно-оперативному плану путевых работ на навигацию, по которому руководитель работ распределяет объемы дноуглубления по различным критериям. Этот план учитывает в себе все условия местности, грунта и прочих русловых изменений. Об этом плане более подробно мы расскажем в следующей части.